… Вот вы встретились с ним. Никакого эпатажа, никакой экзальтации. Говорит негромко. Громко только смеется. И очень заразительно. Слушает внимательно, не перебивает. В уголках рта всегда улыбка, теряющаяся в дедморозовской бороде. Глаза добрые, но взгляд пронзительный, иногда кажется, что оснащен рентгеновским излучением. От этого бывает неуютно, но проходит быстро. В его присутствии никто не чувствует себя скованным, как часто бывает в присутствии знаменитостей. Со своей популярностью обращается как-то легко, не придавая ей вовсе значения.
Ну, есть она и есть, и бог с ней. Наверное, потому что в душе – человек очень застенчивый. Он начинал свой творческий путь с искусства пантомимы, а оно, это искусства, вообще было прибежищем застенчивых людей. Тех, что не любили бряцать словами. Самое естественное его состояние – с книжкой где-нибудь на полянке. Любит природу и книги, хотел стать лесником или библиотекарем. А стал клоуном. Даже трудно поверить, что способен на предельную эксцентричность и обожает гротеск. Только волосы, всегда торчащие по сторонам, выдают бунтарскую натуру.
Любит круг, считая его самым гармоничной фигурой. Поэтому все вокруг – разнообразные предметы, мебель, линии одежды и костюмов, детали декораций, домашняя утварь, — все стремится к округлости, мягкости. Даже
крыша на доме растеклась мягкой деревянной кляксой. И сам кажется мягким и пушистым. Но в работе – просто зверь.
Трудоспособность нечеловеческая. А если это помножить на упертость и перфекционизм, которыми страдает в тяжелой хронической форме, то от «пушистости» вот уже ничего и не осталось. Зато когда вдруг чувствует, что окружающие уже вовсе ни на что не способны и пора прекращать работать, без предупреждения и лишних разговоров переходит к празднику. Музыка, застолье с веселыми историями, вкусной едой, хорошим вином или чаем – не важно… И напряжение уходит, и снова полно сил, и хочется двигать горы – всем вместе и ко всеобщему удовольствию.
Его природа наградила не только талантом незаурядным, но и фантастической интуицией. Он почти всегда оказывается прав, даже неприятно как-то. Вот, думаешь, ну, ошибается же, явно. Эн- нет, прошло время, видишь: оказался прав. У него безусловно какие-то особые взаимоотношения со Вселенной. Не успел подумать, уже случилось.
А когда выходит на сцену, кажется, умеет завладеть душой каждого в зрительном зале. Захотел — и вот мы смеемся до колик, захотел – и зал плачет. Меня всегда потрясали его паузы. Длинные, ничем не заполненные внешне, но такие бездонные, как омуты, из которых не вырваться, не спастись. В них, в этих паузах, сонмы смыслов, аллюзий, твоих собственных воспоминаний, фантазий… Он, словно гипнотезер, ведет тебя по лабиринтам мыслей, чувств, смыслов, понятий. В этих паузах – настоящая магия. Магия театра, магия погружения в себя, магия, открывающая другие миры. А он стоит на сцене, раскинув руки, и просто покачивается в такт музыке…
И от всего этого для всех, кто его знает, слово Клоун приобрело новый смысл. Оно, это слово, это понятие, стало огромным, глубоким, всеобъемлющим и, конечно, круглым. Оно стало философией, мировоззрением, мерилом серьезности и глубины понимания жизни, поэзией. Потому что все части его прекрасной клоунады под названием жизнь. Жизнь знаменитого клоуна Славы Полунина.
Наташа Табачникова
Артист Слава Полунин по замыслу родителей должен был вырасти инженером,
однако, не продержавшись в институте и года, стал осваивать искусство пантомимы
— спустя пару лет его alter ego, клоун Асисяй, стал едва ли не самым известным
мимом и клоуном России. К искусству пантомимы и клоунады Полунин отнесся
предельно серьезно: в 1968 году создал театр клоунов «Лицедеи», в 1982-м собрал
«Мим-парад» из более 800 артистов, несколькими годами позже привез в СССР
главных мимов и клоунов западного мира, а затем организовал Всесоюзный
фестиваль уличных театров, собрав более 200 артистов на необитаемом острове
под Ленинградом. В зените славы не побоялся «Лицедеев» с размахом похоронить
— в буквальном смысле слова выставив на сцену гробы — и переключился с
пантомимы на клоунаду. За свою жизнь поставил более 30 спектаклей, включая
«сНежное шоу», прошедшее по миру с феноменальным успехом. Любит ввязываться
в кажущиеся нереальными проекты и мечтает не пропустить ни одного праздника.
псевдоним
Асисяй
город, в котором я живу
планета Земля
день рождения
12 июня
где родился
Орловская область
у кого родился
у Ивана да Марьи
где и чему учился
любви к природе — в лесу;
клоунаде — у животных, пьяниц, сумасшедших, детей, а также в театральной
библиотеке;
упорству — у мамы;
анализу — в экономическом институте;
успеху — на чужих ошибках;
терпению — у времени;
веселому творчеству с друзьями — в театральной студии;
кое-чему обо всем — в институте культуры;
размаху, страстности и грусти — у России;
быть счастливым сегодня и сейчас — у Индии;
искусству жить — у Франции;
жить взахлеб — у внучки
где и как работал
начал с лома на асфальтобетонном, а потом всегда на сцене и всегда с
удовольствием
ученые степени и звания
официальный посол Андерсена в России,
президент Академии дураков
что такого сделал
создал пять театров, поставил 30 спектаклей, объехал 48 стран, 7000 раз вышел на
сцену, чтобы видеть 1000 счастливых людей каждый вечер
достижения
стал радостным и счастливым
дела общественные
считаю театр общественной деятельностью
общественное признание
признан
важные события жизни
родился
впервые создал и придумал
клоуна Асисяя;
театр клоунады в России;
«Всяки-Бяки» — новую систему обучения;
Снежную бурю и множество других театральных образов;
Академию дураков;
движущийся фестиваль уличных театров «Караван мира»;
разрабатываю концепцию «Современный карнавал, или Театрализация жизни»
вывел на чистую воду
корабль дураков
удачные проекты
все проекты считаю удачными, даже если они провалились или еще не
состоялись
известен тем, что…
известен
мне интересно
с ватагой друзей и семьей ввязаться в нереальный проект, осуществить, поклясться,
что никогда больше… потом всем вместе в лесу, на лужайке с пивом и раками,
обдумывать следующий, еще более нереальный
ну, не люблю
вареный лук и серую жизнь
мечта
всего достигнуть, везде побывать, все попробовать и не пропустить ни одного
праздника
и вообще…
Я счастливый человек. Мне везло и везет всю мою жизнь. Повезло, что я родился
на этой планете, в это время, в этой стране, среди этих бестолковых и мудрых, тихих
и страстных людей.
Я обожаю работать до изнеможения, ходить до усталости, смотреть до боли в
глазах, впитывать бесконечные километры летящих тебе навстречу полей, лесов,
гор. Нырять в природу и теряться в ней, наслаждаться необъяснимым и
бесшабашным буйством ее фантазии.
Я дрожу от удовольствия, когда вижу удивительных и нереальных животных
Австралии — всех этих утконосов и муравьедов, кенгуру и коал, которые, как
настоящие клоуны, все имеют огромный карман и складывают туда свое будущее. А
эти буйные цвета всего, что вокруг… А немыслимая бирюза бабочки величиной в две
твои ладони…
Я завидую и поглощаю тоннами энергию радости жизни, которую дают встречи с
Колумбией, Кубой, Испанией, Италией, Ирландией…
Меня восхищает и успокаивает огромная сила равновесия и спокойствия сибиряков,
канадцев и австралийцев.
А женская красота и кротость таитянок, лица которых не покидает джокондовская
загадочная
http://snob.ru/profile/6984
Его называют «лучшим клоуном мира». Его «сНЕЖНОЕ шоу» признано «театральной классикой ХХ века». Когда его спрашивают, легко ли нести бремя всемирной славы, Слава обычно отвечает, что нести, мол, ничего, а вот удержать… Наверное, поэтому ничего не делает абы как: все, что происходит в его жизни, очень основательно, очень продумано, очень взвешено – даже самое сумасшедшее, самое невероятное, самое авантюрное.
Сначала на свет появился его Клоун, его Асисяй – смешной и трогательный человечек в желтом комбинезоне и красных лохматых тапочках. Родился задумчивый, нежный, поэтичный персонаж, характер которого вобрал в себя поэтическую грусть клоунад Енгибарова, изысканную философичность пантомим Марсо, человечность и смешную трогательность фильмов великого Чаплина. Всех их Полунин считает своими главными учителями.
Асисяй изначально был многолик и многогранен: он мог быть нежным и наивным, а в следующую минуту – ироничным или полным решимости в своем непоколебимом «Зя!». И тогда возникла мысль, что каждая из граней его характера может вырасти в отдельный персонаж. Так родилась идея создания театра клоунов, где каждый не похож на другого, но узнаваем и хорошо знаком любому сидящему в зале. Этот калейдоскоп характеров и воплотился в «Лицедеях», театре, который Полунин создал и с которым проработал до начала девяностых годов. Популярность «Лицедеев» была оглушительной, а всенародная любовь начинала принимать угрожающий размах и формы. Казалось бы, настал момент почивать на лаврах, но этого как раз Полунин и не умеет. Всенародную любовь решено было использовать в мирных целях, и Слава стал постепенно претворять в жизнь самые немыслимые и более чем смелые проекты.
Первым из них был «Мим-парад» 1982 года, на который съехалось более 800 артистов пантомимы со всех концов тогда еще очень обширной родины. Потом, уже в 85 году, Полунин набрался смелости заглянуть за железный занавес и прорубить в нем брешь не только для себя, но и для московской публики – тогда он привез впервые иностранных мимов и клоунов на фестиваль в рамках Всемирного слета молодежи и студентов. Потом ему понадобилось не просто самому заняться уличным театром, но и увлечь этой идеей новоиспеченных клоунов, совсем еще недавно рекрутированных в клоунаду из пантомимы с его же легкой руки. Это было в 1987 году на первом фестивале уличных театров, который назывался «Лицедей-лицей». А год спустя решено было отметить двадцатилетие «Лицедеев» Всесоюзным «Конгрессом дураков».
Апофеозом в деле осуществления неосуществимого и реализации нереализуемого стал «Караван мира» — странствующий театральный фестиваль, колесивший на машинах по Европе от Москвы до Парижа в течение полугода. Артисты жили в домиках на колесах, играли на улице и в шапито, создали силами театров из России, Франции, Италии, Испании, Чехии, Польши совместное эпохальное полотно «Одиссея», чуть не сошли с ума от новизны и неизведанности всего того, что их окружало, и постоянной публичности жизни. В общем, в 1989 году , за три месяца до падения Берлинской стены, участники Каравана самостоятельно снесли все границы внутри Европы – пусть сначала только для ограниченного контингента артистов. Европа не заставила себя долго ждать и стала следом активно объединяться!
В 1991 году в годовщину падения Берлинской стены на ее месте состоялись 3 крупномасштабных выступления – одним из них был спектакль «Стена», созданный Славой Полуниным и его артистами совместно с голландским театром «Догтруп».
А потом была создана «Академия дураков», которая всего за пару лет своего активного существования на российской почве сумела обратиться и к проблеме возрождения идеи карнавала, но карнавала нового, современного, а не реконструированного, музейного. Тогда, в 93 году, были предприняты первые шаги на ощупь в этом направлении, чтобы позже двинуться по найденной дороге широким маршем и развернуть «новый карнавал» в рамках Всемирной Театральной Олимпиады в московском саду Эрмитаж летом 2001 года.
«Академией дураков» впервые был проведен фестиваль с типично русским названием «Бабы-дуры», посвященный редчайшему в природе явлению женской клоунады. Новая дополненная версия этого фестиваля еще ждет своей реализации в новых исторических условиях. А тогда гильдия старых дураков под предводительством Ролана Быкова по-своему бесчинствовала в Москве, раздавая титулы «полных дураков» и «полудураков» лучшим из лучших, и с удовольствием принимая в свои ряды великих дураков зарубежья. Их-то и собрал Полунин много лет спустя на Театральную Олимпиаду в Москву в рамках еще одной программы, названной «Лучшие клоуны конца ХХ века». В российскую столицу и вправду приехали лучшие – безумнейшие и мудрейшие.
Театральная Олимпиада 2001 года включала 6 полунинских программ, представивших все лучшее, что к тому времени было в уличном, клоунском и визуальном театре мира. А шествие карнавальных групп из Бразилии, Италии, Китая и т.д. — по центру Москвы собрало более миллиона зрителей.
Последующие годы были ознаменованы созданием крупномасштабных международных проектов, в которых принимали участие артисты из разных стран мира. Это и церемонии открытия и закрытия Международного театрального фестиваля имени Чехова, и отдельные проекты «Белый карнавал» и «Всемирный конгресс дураков», объединившие в единой концепции разные театры со всех концов планеты.
Такие грандиозные проекты стали для Полунина любимым детищем. Их размах, сила их воздействия, число зрителей, в десятки раз превосходящее количество зрителей в любом театральном зале, — все это создало Полунину славу непревзойденного мастера самых крупных шоу как в закрытых театральных залах, так и в пространстве города. За осуществление этих проектов он был удостоен множества премий, которые стали достойным дополнением ко всем тем наградам, которые он получил за свой знаменитый спектакль «Снежное шоу», который вот уже почти 20 лет с неизменным успехом гастролирует по миру.
предыдущая статья
выпуск
следующая статья