Автор: Олег Фесенко

Мерси под землёй

Под землёй жить трудно. Особенно в метро. Поездка из точки «А» в точку «Б» – маленькая жизнь. Тоннели в глубине позволяют передвигаться немного быстрее. Но за эту скорость мы платим, принимая на себя тяжесть каменных сводов.

Открываются двери вагона. Мы входим в железную коробку.  Одеваем скафандр терпения. Пронзает тьму жёлтая рука прожектора. Ухнет поршень воздуха. Вздрогнет электричество вагонов. Мы все ближе к нашей станции. Все дальше от точки, где мы покинули тепло солнца. 

Кристина Рабетт узнала тайну наших подземных путей. Она сняла всего три маленьких фильма. Мировые фестивали их не заметили. Но фильм «Мерси» настолько необычен, что мы отказываемся  разбирать его злыми инструментами кинокритика . К тому же история короткая. Всего 8 минут. Много ярких характеров, прорисованных стремительными штрихами. И одно чудо.

Всего 8 кинопутешествия из мрачного подземелья, угнетающего людей до гранитной незыблемости лиц. Да, именно так мы выглядим под землёй, в грохоте метро, защищаясь сонной тоской от пустоты за окном.

Этика современного интернета вещает, что спойлерить — дурной тон. Вообще то «спойлер» это гаситель подъёмной тяги на крыльях самолёта. Он помогает вагону небесного метро тормозить при соприкосновении с землёй. Но с другой стороны «спойлер» рождается неудержимым желанием поделится восторгом от гениального кино, пересказать волнующий сюжет, словно принимая личное участие в создании истории, которая подарила столько радости. 

Наш спойлер сохранит для вас чудо первого впечатления. Что было дальше? В грохот вагона метро зашёл обычный человек. Такой же, как вы. И началось волшебство… Автор фильма ничего не говорит нам про этого человека. Но вы поймёте сами, когда захочется посмотреть этот фильм второй раз. И третий….

Небольшая подсказка – первое название. На этапе сценария фильм назывался «Бодхисаттва в метро». Помните кто такой Бодхисаттва? Древний дурак, который решил спасти всех погибающих от печали существ. Отказавшийся от личной жизни ради всеобщей радости. 

Не будем погружать вас в тайны пути, которым прошёл Будда. Мы не в древней Индии. Мы в метро. Трудно философствовать, когда железная коробка с людьми  мчится со скоростью гепарда. Но, оказывается, нет лучшего места для хохота, чем железная коробка в глубинах земли.

Этот фильм мы посмотрели раз 20. Или 50. Снова и снова смеялись с пассажирами подземного поезда. И теперь, едва подступает мрак и грохот, мы снова включаем «Мерси», не уставая удивляться, как прекрасны лица людей, освобождённых смехом. 

Актер, исполнивший главную роль, после этого фильма получил новую судьбу. Ян Хаменекер не был «известным-богатым». Заложник незаметных ролей. Обычный статист, каких тысячи вокруг каждой кино-кухни. Хохот в метро сделал Яна Хаменекера «звездой». Прямо сейчас он снимается одновременно в пяти рейтинговых кино-проектах, много лет удерживающих внимание зрителей.  Был замечен Люком Бессоном и приглашён в фильм «Малавита».

Ещё один забавный факт. Кристина Рабетт, режиссёр фильма «Мерси», не выдумала эту историю. В вагон метро, где она однажды ехала, действительно зашёл странный человек. Начал смеяться, развеивая в дым оцепенение скуки. 

«Я поражалась!»- рассказывает в интервью  Кристина Рабетт. – «Настроение у меня было плохое, с очередным фильмом не ладилось. Спонсоры денег не давали.  Кастинг не удался. Мой друг оператор заболел. Казалось, я никогда не выйду из этого подземелья. Вдруг за спиной смех. Удивительно, но через минуту я хохотала вместе со всем вагоном. Через несколько остановок смеющийся человек вышел, а мы, пассажиры, счастливо улыбались друг другу, словно наш поезд выскочил из ночи  в солнечный лес, мы все друзья и сейчас у нас будет замечательный пикник. Ещё мне показалось, что несколько минут назад я была больна. А теперь выздоровела. Все у меня теперь получится. Кстати, когда я вышла из метро мне позвонил мой друг продюсер и радостно заорал: «Кристи! Снимаем!!! Все хорошо!!!».

Новое название фильма — «Merci!». На французском языке это означает: «Спасибо»! Благодарность режиссёра за встречу с дураком, умеющим смеяться под землёй. В конце фильма странный человек пересаживается в темноту другого вагона. И, едва вздрогнули рельсы, смех родился и там, помогая добраться до своей станции.

А знаете, попробуйте оглянутся в вагоне вашего метро. Вам станет смешно, когда вы ощутите, как тесно мы прижаты спинами и плечами в единое подземное существо. Вам станет легко и радостно, когда вы вспомните хохот из фильма «Мерси» Подчиняясь ритму движения, родится вдруг щекотка  небесного шампанского, и вы рассмеётесь, вспоминая, как много хорошего вас ждёт на вершине эскалатора… 

Реальный ролик коллективного смеха в берлинском метро.